Устранение вмятин при ограниченном доступе.
В этом разделе мы рассмотрим рихтовку деталей, доступ к которым ограничен с одной стороны. Часто такие детали соединены между собой сварными соединениями и образуют закрытые полости. Таких деталей в автомобиле достаточно, например пороги, задние стойки, двери и.т.д.
В таких случаях есть множество приемов. Рассмотрим последовательно каждый из них.
Сначала рассмотрим рихтовку таких поверхностей с помощью споттера.
Конечно, вместо споттера можно использовать и другие сварочные аппараты. Если речь идет о его покупки, и с финансами нет особых проблем, лучше покупать споттер как наиболее универсальный аппарат. Для сварки автомобильных деталей часто используются аппараты кемпи – это полуавтоматическая сварка в среде защитных газов. Но этот аппарат используется только для сварки, ну или прихватки, а стоимость значительно ниже. Мы будем рассматривать работу со споттером.
К поврежденному, вмятому участку автомобиля привариваются шпильки или лучше шайбы, а потом с помощью обратного молотка вытягиваем поврежденный участок на необходимый уровень. После вытяжки приваренные приспособления снимаются. Для этого их надо лидо раскачивать из стороны в сторону, либо проворачивать вокруг своей оси. Для приварки приспособлений к кузову автомобиля необходимо полностью удалить лакокрасочное покрытие. Делается это обычно либо металлическими щетками, либо шкурками закрепленными на шлифмашинке или обычной дрели. Когда необходимо выправить ребро жесткости или просто вмятину большой площади, то вместо шайб и шпилек удобнее использовать волнистую проволоку, или как ее часто называют змейку.
После приваривания змейки, ее вытягивают следующими способами:
И вообще надо к этому процессу кузовного ремонта и рихтовки подходить творчески.
Главное помнить, что при вытягивании с помощью ударов их сила должна быть маленькой, так как могут образовываться бугры и их удаление может представлять определенную трудность. Все упирается в то, что подставить с другой стороны подкладку будет или тяжело, или просто невозможно. Поэтому надо выработать определенную силу удара и помнить о том, что лучше сделать хорошо за несколько ударов, чем плохо за один.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда нет сварочного аппарата:
В таких случаях к рихтовке надо подходить еще более творчески, чем когда есть сварочный аппарат.
Например, можно использовать технологические отверстия, с одной стороны детали подставлять лапку, а с другой обстукивать молотком. Только помните, что если лапка железная, то молоток лучше использовать пластиковый или деревянный. А также, при использовании лапки, постарайтесь, как можно сильнее, обезопасить неповрежденную часть детали, в которую она будет упираться. А если произошли ее повреждения, то после того как основная вмятина будет выправлена, подправьте место упора.
Иногда, если вмятина не имеет складок, используют резиновую камеру от мяча. В основном этим приемом пользуются, когда повреждена площадь двери или боковины (задние крылья). Камеру обматывают тканью для того чтобы она не порвалась об острые кромки. Обматывать надо не очень плотно, чтобы камера имела возможность расширяться во всех направлениях, а лучше только в направлениях вытяжки. После позиционирования камеры ее накачивают, следя за процессом вытяжки.
Часто, если доступ закрыт, просверливают дополнительные отверстия, и с обратной стороны выстукивают вмятину с помощью стержней, а после завершения работы по вытяжке, отверстие заваривают.
Иногда, чтобы выправить вмятину, на ее площади сверлят небольшие отверстия диаметром 4мм, (чем меньше отверстие, тем лучше.) и вворачивают в эти отверстия саморезы. После этого с помощью зажимов и инерционного молотка вытягивают вмятину, придавая ей нужную форму. После завершения работы отверстия завариваются. Места сварки необходимо зачистить. Обычно это делают болгаркой с диском по металлу. Так как мы рассматриваем случай, когда сварочный аппарат отсутствует, то такие места можно заделывать мелаллонаполненой шпаклевкой, или шпаклевкой со стекловолокном.
Если повреждение находиться вблизи края детали, то можно в этом месте удалить контактную сварке (отсверлить ее), развальцевать детали и выдавить вмятину лапкой, разравнивая ее снаружи молотком. После завершения основной работы, подравнять место упора и заварить все обратно по отсверленным местам. Не забудьте зачистить места сварки. Опять же при отсутствии сварки, лучше пользоваться выше описанным методом. Вообще то, в кузовном ремонте без сварки – никуда!
Когда после рихтовки в труднодоступных местах остаются небольшие вмятины, их можно устранить следующими методами:
Раньше очень широко применялось оплавление поверхности припоем. Припой разогревался до кашеобразного состояния, поверхность шкурилась крупной наждачной бумагой и обязательно, для хорошего контакта припоя с поверхностью, подогревалась газовой горелкой. Подогрев нужен для того, чтобы нижние слои надежно скреплялись с поверхностью, а не моментально остывали на пристав к ней. В
настоящее время есть много металлонаполненных шпаклевок, или шпаклевок со стекловолокном, которые в применении намного лучше припоя, и значительно сокращают время кузовного ремонта.
|