|
Если год назад наши московские коллеги отыскали в столице всего один багажник для вазовской десятки , то этим летом в Петербурге нашлось сразу шесть.
Участники
Thule, конечно, Thule. Вероятно, нет на свете автомобиля, к которому шведы не придумали бы своего багажника! Писать о качестве и позиционировать марку на рынке уже просто неприлично: среди багажников это король.
Шведский Mont Blanc и особенно итальянский Madige нашим покупателям известны меньше, хотя эти изделия проще, а потому пребывают в ценовой группе, более близкой сердцу владельца отечественного автомобиля.
Против западной великолепной тройки выступает наша: Атлант от Металлопродукции , Б154.10 от Вибратора и Багажник реечный на резиновых подушках 9692.00.000 , сработанный надежно законспирировавшимся (от кого?) производителем.
Так что выбор у десяточников сегодня есть.
На старт
На сей раз, в отличие от теста багажников, опирающихся на желобок (см. Пятое колесо №5, 2002), мы отказались от сравнения цены изделий, покоящихся на подушках : накрутка иного продавца зависит не от экономических реалий, а исключительно от высоты полета его фантазии.
Наши испытания были достаточно краткосрочными и носили во многом субъективный, определяющийся ранее накопленным опытом, характер. Ограничимся поэтому кратким описанием и общим впечатлением от того или иного изделия. К слову, почти все они оценены нами положительно — разительный контраст с предыдущим тестом.
Это тем более приятно, потому как ВАЗ-2110 и - 2112 — не лучшие машины для размещения багажников на крышах.
Во-первых, на них нет водосточных желобков, что в значительной мере усложняет опирание стоек багажника и их фиксацию. Приходится, с одной стороны, добавлять в конструкцию плоские опоры с резиновыми или пластиковыми подушками, с другой — хвататься за проем, сдавливая уплотнитель двери (гидроизоляция салона от этого не выигрывает).
Во-вторых, ширина крыши у передних и задних дверей разная, проемы дверей и скаты крыши имеют сложную форму. Ровные горизонтальные участки практически отсутствуют, и разместить прямоугольные (или квадратные) дуги строго в одной плоскости не удается: их верхние грани в эту плоскость ложиться не хотят.
Чем выше стойки, тем заметнее неэвклидова геометрия кузова. Пока мы имеем дело с двумя самостоятельными поперечинами, такое положение дел (и дуг) особо не пугает, хотя и здесь тяжелый груз будет стремиться выпрямить конструкцию. А вот самостоятельно собирая на дугах единую пространственную конструкцию ( корзину , например), можно столкнуться с трудностями. Без Лобачевского здесь не обойтись.
При отсутствии желобков нагрузка в стойках распределяется совсем иначе, чем у традиционных багажников. Узел крепления — это, по сути, силовой треугольник, сторонами которого являются стойка- нога с опорной подушкой, стягивающая лапка-зажим и участок крыши между ними. Очень важно, чтобы верхний угол треугольника был прочно, без перемещений, связан с поперечной дугой. Иначе жесткой конструкции не получится.
Влияет и эстетический фактор: уродовать самый элегантный (по мнению заводских дизайнеров) тольяттинский автомобиль захочет не каждый.
Надежность багажников — фактор важный, но трудноопределяемый. Гнуть трубы смысла не имеет: прочность любой из них заведомо больше, чем определяется допустимой грузоподъемностью. То же можно сказать о жесткости крыши. Остается присмотреться к крепежу.
О совместимости мы порассуждали в прошлый раз. Весь мир использует для дуг прямоугольную трубу стандартного сечения. Всевозможные адаптеры, упоры, фиксаторы и т. п. делаются множеством фирм с оглядкой именно на эту трубу. Использовать квадрат не запрещено, но тогда и все аксессуары надо делать изготовителю багажника. Надо — не в смысле, что негде брать: производитель обязан заботиться о своем клиенте и, если не может найти партнера, должен крутиться сам.
Результаты
Раз уж мы отказались от учета цены, то победителя можно было назвать, не раскрывая упаковок. В номинации качество шведскому изделию нет равных. Вероятно, и в отмененной цена/качество оно было бы лучшим. В цене же — равных Thule нет: за такие деньги можно купить лохматую копейку , еще способную самостоятельно передвигаться.
Качество стоит денег, и оно их действительно стоит. Шведский багажник — тщательно продуманное и безукоризненно выполненное сложное техническое устройство. Между тем прилагаемое многоязычное руководство поможет не всем: по-русски в нем — только рекомендация обратиться за помощью к продавцу. Но, разобравшись раз, снимать и ставить дуги на крышу будешь за считанные секунды.
Зато другие иномарки фурора не произвели: добротные вещи, изящно выполненные, и только. Подавляющего преимущества перед нашими они, похоже, не имеют, да и к конструкции если не претензии, то вопросы есть.
Аскетизм петербургских багажников соседствует с их утилитарностью. Только у одного из приспособлений нормальная европейская труба. И порошковое покрытие и пластик выглядят прилично. Интересно, как они будут смотреться после года эксплуатации. Монтировать два изделия из трех оказалось довольно хлопотно: не хватало рук и знаний в области начертательной геометрии. Только собрав все детальки вместе, мы поняли, что конструкция проста и логична.
У каждого багажника свой характер . Подойдет ли он тому или иному покупателю, решать им самим. Единственный наш абсолютно объективный вывод: ситуация с багажниками для десяток не столь безотрадна, как это виделось год назад из Москвы.
Советуют специалисты
Обладателю нового багажника стоит прислушаться к рекомендациям, которые шведская компания Thule дает своим клиентам.
Прежде чем приступить к установке багажника, вымойте и просушите крышу автомобиля и контактирующие с ней детали багажника.
Внимательно прочтите сборочную и установочную инструкции. Некоторые устройства достаточно сложны, так что советы производителя помогут сэкономить время, избежать поломок и нештатных ситуаций. В руководствах обычно приводятся рекомендованные изготовителем автомобиля места установки стоек и дуг или расстояния между ними. При отсутствии таких данных попробуйте разнести поперечные дуги как минимум на 700 миллиметров. 600 мм — предел, ближе которого, перевозя длинномерные грузы, сдвигать дуги небезопасно.
Каждый раз после установки багажника проверяйте надежность его крепления, пытаясь сдвинуть его с места. Делать это необходимо и в дальних поездках.
Поперечины не должны выступать за габариты автомобиля. Рекомендуемая их длина — до середины расстояния между опорой (ногой) и наиболее выступающим элементом боковины кузова. Всегда проверяйте, не касаются ли крепежные устройства и сам груз крыши автомобиля. На багажниках с замками последние всегда должны быть заперты. Следует помнить, что некоторые типы люков не могут быть открыты при наличии багажника. Длинномерные грузы (боксы, доски и т. п.) порой затрудняют полное открывание капота и задней двери.
Не превышайте указанную в паспорте грузоподъемность багажника. Если автопроизводитель указывает другую величину, руководствуйтесь меньшей из двух. Максимальная нагрузка на крышу складывается из веса самого багажника и веса крепежных деталей и приспособлений. Так, если автозавод допускает перевозить на крыше не более 40 кг, то при весе багажника 7 и веревок 0,2 кг, на груз остается 32,8 кг.
Thule рекомендует крепить груз с помощью специальных затягивающихся ремней и не использовать эластичные жгуты, пауки и т. п. Любой груз должен быть закреплен. Даже если он размещается внутри бокса. В боксе максимальный вес должен располагаться ближе к середине.
Через некоторое время после начала движения остановитесь и подтяните ремни. В ходе дальней поездки проверяйте фиксацию груза при каждой остановке.
Размещайте груз с минимальным вылетом за пределы багажника, по возможности равномерно, предельно снижая центр тяжести. Концы длинномеров, выступающие за передний или задний бамперы автомобиля, дополнительно зафиксируйте и пометьте в соответствии с действующими ПДД. Не забывайте, что на габаритные плоские грузы может действовать аэродинамическая подъемная сила. Серфы, скажем, не раскладывайте один рядом с другим, а собирайте в стопку. У парусных досок, где возможно, снимайте кили, а лыжи перевозите носками назад.
Вес и размеры груза определяют выбор скорости и манеры движения. Учитывайте состояние дорожного полотна, направление и силу ветра, интенсивность транспортного потока и т. д. С багажом на крыше могут измениться такие параметры автомобиля, как управляемость, разгонная и тормозная динамика, стойкость к боковому ветру.
Не забывайте, что высота вашего экипажа существенно увеличится, особенно если вы повезете велосипеды или нечто подобное в вертикальном положении. С велосипедов, кстати, надо снять все дополнительные приспособления — от насоса до детского сиденья.
При наличии на багажнике замков дубликаты ключей храните в надежном месте. Инструмент для монтажа держите вместе с автомобильным, в общем ящике, а инструкции вложите (вклейте) в руководство по эксплуатации автомобиля.
Рекомендации по уходу носят общетехнический характер: содержите багажник в чистоте, регулярно смазывайте его подвижные части, а неисправные — немедленно меняйте.
Из соображений безопасности и экономии топлива неиспользуемый багажник лучше снимать с крыши. Также придется поступать и перед автоматической мойкой машины. Сняв багажник, проверьте и подтяните его ослабшие резьбовые соединения.
Багажник Thule (Швеция)
Может устанавливаться практически на любую крышу с помощью адаптеров, поставляемых отдельным комплектом. Раздвинуть опоры на правильную ширину (указанную в руководстве для конкретного автомобиля) помогают нанесенные на нижнюю плоскость дуг шкалы. Фиксация багажника производится вращением торцевых заглушек . Допускается установка замков. Высокое качество, высокая цена, превосходный дизайн. Но щелевая прорезь внизу дуги открывает российской грязи доступ к регулировочному механизму. Затягивать заглушки надо попеременно с двух сторон, что одному делать не очень удобно. Инструкция не переведена на русский язык.
Оценка — почти отлично .
Madige (Италия)
Простая и добротная конструкция: пластиковая оболочка стальной прямоугольной трубы, штампованные стойки с шарнирно закрепленными на них пластиковыми опорами, обутыми в пластиковые же галоши . Назвать твердый материал подушкой язык не поворачивается. Зафиксировать дуги в стойках, не продавив пластик оболочки, нам не удалось. Для фиксации багажника требуется специальный ключ, что и хорошо (от мелких воров), и плохо (в случае потери). Торцевые заглушки труб держатся не слишком плотно.
Оценка — положительная.
Багажник реечный на резиновых подушках 969200.0000
Изготовитель неизвестен. Несмотря на примитивную технологию изготовления (гибка из листа), стойки и прижимы не лишены сурового мужского шарма. Жаль только, что сам автомобиль из этого стиля выпадает. Судя по всему, изделие прочное, легко поддающееся ремонту. Заявленная грузоподъемность — до 80 кг на одну рейку. При этом сильно настораживает конструкция опоры: пусть она и прикрыта резиновой подушкой, но сама по себе — плоская стальная. Сможет ли такой сэндвич состыковаться с выпуклой панелью крыши без ущерба для нее, особенно если владелец загрузит багажник по полной?
От оценки воздержимся.
Багажник автомобильный Б154.10
Изготовитель — компания Вибратор (Петербург). Дуга — из прямоугольной (но не европейской ) трубы. Стойка, прижим и опора — штампованные из более толстой стали, чем их иностранные собратья. Покрытие всех металлических деталей — порошковая окраска на основе эпоксидной смолы. Подушки — резиновые. Все сделано грамотно, хоть и скучновато по дизайну. Классические багажники этой фирмы выглядят интереснее. Первичная сборка заняла больше времени, чем во всех остальных случаях: надо изловчиться, чтобы удержать в руках одновременно от пяти до семи деталей, не считая шайб.
Оценка — положительная.
Mont Blanc
Столь же добротен, как и Madige. Крепеж затягивается ключом-шестигранником, стойки прикрываются симпатичными пластиковыми накладками, которые, впрочем, легко потерять. Трубы — прямоугольные, в пластике. Стойки и опоры — штампованные. Подушка — резиновая. Сделано разумно и с некоторым изяществом, хотя обилие отверстий на плоскости стойки может привести к свисту на больших скоростях. Регулировка и фиксация относительно дуги происходят за счет перемещения болта с квадратной ячейкой ( сухарем ) вдоль продольного паза в трубе. Решение красивое, но спорное. От нашей грязи гайка через год надежно прикипит .
Оценка — положительная.
Багажник автомобильный Атлант для ВАЗ-2110 и –2112
Изготовитель — компания Металлопродукция (Петер-бург). Атлант — единственный из российских участников , имеющий стандартизированную трубу дуг, что позволяет использовать фирменную навеску . Покрытие труб — пластиковый чехол. Стойки и прижимы — штампованные. Опоры — из пластика, с резиновыми подушками. Основные недостатки: сложность первичной сборки, вероятность потери опор в снятом виде. Очень похоже, что только к созданию Атланта (среди апробированных нами в этот раз отечественных багажников) приложил руку дизайнер. За основу взят удачный классический вариант. Сделано аккуратно, грамотно и вполне по-европейски.
Оценка — положительная.
|